• Главная
  • О районе
    • История района
    • Район в лицах
      • Герои СССР и РФ
      • Орденоносцы
      • Почётные граждане района
      • Заслуженные работники
    • Символика района
    • Самобытная культура
      • Усть-Цилемская Горка
      • Петровщина
      • Фольклор
  • Администрация
    • Устав
    • Управленческий аппарат
    • Структура / Контакты
    • Нормативно-правовые акты (НПА)
      • Постановления
      • Распоряжения
      • Проекты административных регламентов
      • Проекты НПА
      • Административные регламенты
      • Административные регламенты2.1
    • Награды и поощрения МР "Усть-Цилемский"
    • Сведения о муниципальной службе
    • План работы администрации
    • Информация о реализации указов Президента
    • Доклады и отчёты
      • ДОКЛАДЫ руководителя администрации
      • ОТЧЕТЫ о деятельности администрации
    • Муниципальный контроль
    • Бесплатная юридическая помощь
    • Специальная оценка условий труда
  • Сферы деятельности
    • Экономика и бизнес
      • Стратегическое планирование
      • МП "Развитие экономики"
      • Предпринимательство
      • Торговля
      • Информация для потребителя
      • Инвестиционная деятельность
      • Кадры для отраслей экономики
      • Имущественные отношения
      • Туризм
      • Развитие конкуренции
      • Социально-экономическое развитие
    • Противодействие коррупции
    • Правопорядок и общественная безопасность
    • Строительство, ЖКХ и дорожная деятельность
    • Безопасность населения
      • Антитеррор
      • Отдел по делам ГО и ЧС
      • Профилактика правонарушений
      • Добровольные народные дружины
    • Социальное партнёрство
    • Архив
    • Муниципальный контроль
    • Комплексные кадастровые работы
  • Обращения граждан
  • Бюджет района
  • Транспортная схема
    • Воздушный транспорт
    • Железнодорожный транспорт
    • Автомобильный транспорт
    • Водный транспорт
  • Совет МР "Усть-Цилемский"
    • Состав Совета
    • Решения Совета
    • Проекты решений
  • Совет сельского поселения "Усть-Цильма"
  • Муниципальные учреждения
  • Информация для застройщика
  • Управление МКД
  • Улучшение жилищных условий
    • Социальные выплаты на строительство или приобретение жилья
    • Субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей
    • Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • Информация для опекунов и попечителей
    • Информация для граждан, желающих принять ребёнка на воспитание в свою семью
    • О мерах социальной поддержки опекунам, приёмным родителям
  • Мультимедиа
  • Обращение с отходами
  • Сведения об образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно - спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей
  • Оценка воздействия на окружающую среду
  • Общественные обсуждения
  • АРХИВ НОВОСТЕЙ

Усть-Цилемская Горка

"Усть-Цилемская Горка"

Опубликовано: 24.06.2022

Усть-Цильма известна в Республике Коми и за её пределами как самобытный край.
     Около  пяти столетий устьцилема бережно и трепетно сохраняют свою уникальную культуру. В речи устьцилем, в их одежде, укладе жизни, ремеслах, песнях, хороводах, молитвах остались черты средневековья.
      Яркое красочное гуляние "Усть-Цилемская Горка" - это  весенне-летний обрядовый праздник, живой памятник, жемчужина русского севера. В 2016 году «Усть-Цилемская горка» удостоена  статуса Межрегионального праздника.
         Корни этого праздника произошли от архаичного представления и языческого поклонения людей  солнцу - «яриле-божеству». Люди собирались за деревней на возвышенности и встречали  солнце с песнями и хороводами.
        С давних времен праздник "Горка" символизирует вершину трудового года, пору вхождения подростков в круг молодежи, пик веселья. В середине ХIХ века "Горка", по воспоминанию сторожил села, проходила в Усть-Цильме на центральной  улице села, это было высокое место недалеко от реки Печоры, куда приставали каюки (суда) с товарами. Купцы, прибывшие с Чердыни,  Вятки, Мезени,  Усть-Сысольска раскидывали торговые палатки, и начиналась ярмарка. Обычно к этим событиям жители соседних деревень съезжались в Усть-Цильму, так как это был период ярмарочных гуляний между посевной и сенокосной страдой.
        В системе весенне-летнего  цикла обряд "Горка" занимал важное место, и относился к разряду так называемых "заветных праздников". Приуроченная к датам православного календаря, "Горка" начиналась с Николы вешнего, (22 мая), продолжалась в Троицу, и в каждое воскресенье, если позволяла погода, затем в Иван день (7 июля), и заканчивались все горочные гулянья в день первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля).
         "Горку" водили до трёх раз в день, в течение игрового дня девушки трижды меняли наряды.
         Выходу "горочников" в хоровод предшествует важный и торжественный момент - "снаряжение", одевание наряда. Традиционный костюм - это бесценное неотъемлемое достояние культуры устьцилём, наполненное могучей животворной силой.
        Усть-Цилемский костюм состоит из рубахи-рукава, сшитых из репса, парчи или штофного материала, сарафана - матерчатого, фартука - из шёлка, штофа или парчи, коротенька - из парчи, обязательным атрибутом как женской, так и мужской одежды является пояс. Головной убор девушки - хаз (налобная повязка) из старинной парчи, головной убор невесты - повойник (мест. побойник) сшитый из старинной парчи, вышитой золотой и серебряной нитью. Женский головной  убор - плат. Он может быть  трёх видов - канофатным, репсовым или парчовым. Завершался наряд украшениями: металлическими запонками, достаточно крупной брошью, серебряными цепями с праздничным крестом, который заправляется под сарафан.
       Мужской костюм более простой. Он состоит  из рубахи - косоворотки, простых штанов, узорных (по мест. писаных) чулков и кожаных ступней.       
        Подлинный костюм  органично сочетается с песней и танцем в зрелище, волнующем своей образностью и достоверностью.
        Традиционно, первую "Горку" устраивали с 10-ти часов утра - её водила молодежь и подростки. Исполнив несколько песен, танцев, участники расходились по домам. После обеда на "Горку" вместе с молодежью собирались замужние женщины. Лишь на вечерней главной "Горке" собирались все возрастные группы, включая детей и стариков, присутствовавших на празднике в качестве зрителей. На вечерней "Горке" участники проигрывали все семь обязательных ритуальных фигур в строгой последовательности: "столбы", "круг", "на две стороны", "на четыре стороны", "вожжа",  "плетень",   "плясовая".  Люди верили в силу заклинания и свято чтили ритуал магических фигур. Этот блок сложных хороводов исполнялся несколько раз в течение игрового дня, поэтому его можно считать кульминацией горочного гуляния. "Горочники" инсценировали исполняемые песни, поэтому праздник представляет собой красочное театрализованное представление, которое является сложным хороводно-игровым действом, требует четкого руководства, а именно,  участие людей старшего возраста в хороводах  было связано с руководством ведения "Горок", с "обучающей" функцией,  и строгим хранением  горочного репертуара. На этом  действие «Горки» заканчивалось, участники  расходились по домам небольшими группами с протяжными,  лирическими  песнями.
       Сегодня это массовое гуляние претерпело существенные изменения. Водят "горку" нынче  2 раза в год: в Иван день - 7 июля и Петров день - 12 июля, собираясь лишь в вечернее время, сами "горочники" считают это нарушением обряда.
        "Горочный" фольклор составляют 17 песенных сюжетов, подавляющее большинство которых принадлежит к классическому русскому хороводному репертуару.
        Не секрет, что сегодня "Горка" в основном проводится силами творческих коллективов, которые являются своего рода наставниками и трансляторами культуры.
       "Горочная традиция дает представление о целом комплексе этических и эстетических ценностей народной культуры. Богатое убранство ярких старинных костюмов, определяющих плавный, торжественный характер движения хороводов, размеренное слаженное пение, посредством которого осуществляется процесс человеческого общения, массовость действа, следование традициям старшего поколения - все это обуславливает особый тип поведения людей в этой ситуации праздника, который является частным проявлением их жизненных устоев" (. Т.С. Канева. "Фольклорная традиция Усть-Цильмы". 2002 г. Сыктывкар.-  с.47).

 

ГОРКА в фотографиях

Просмотров: 510
Copyright © (*_*) 2023 All rights reserved. Custom Design by Youjoomla.com
Усть-Цилемская Горка