Военный комиссариат Усть-Цилемского района информирует
ПРОГРАММА ГЕКТАР ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ
Инструкция для прибывших в Республику Коми жителей Украины, ЛНР и ДНР
«Всё для фронта, всё для победы!» – этот лозунг сегодня снова актуален. Оказывают помощь нашим военнослужащим в зоне специальной операции жители всей нашей страны. Жители Усть-Цилемского района тоже не остаются в стороне и собирают необходимые военнослужащим вещи, продукты, лекарства.
Уже несколько лет на территории Российской Федерации можно получить штраф не только за отсутствие тахографа (устройства, контролирующего режим работы водителя), но и штраф за нарушение режима труда и отдыха водителя. Однако до сих пор многие водители автомобилей не имеют информации о том, что представляет из себя «правильный» режим работы за рулем.
Цель данного информационного сообщения – проинформировать заинтересованных юридических лиц, граждан о регламентированном законодательством режиме труда и отдыха водителей в целях профилактики нарушения их трудовых прав и обеспечения безопасной работы за рулём, сокращения количества дорожно-транспортных происшествий с участием автотранспорта.
В соответствии с положениями статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) режим труда и отдыха водителя должен быть зафиксирован в правилах внутреннего трудового распорядка организации, в которой он работает, и прописан в трудовом договоре. Особенности и продолжительность рабочего времени водителей регламентированы Приказом Министерства транспорта Российской Федерацииот16.10.2020№ 424«Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» (далее – Приказ № 424).
Рабочее время водителя. В соответствии с пунктом 5 Приказа № 424 в зависимости от графика и характера работы организация использует один из двух методов учёта рабочего времени сотрудника-водителя:
ежедневный: нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может превышать 40 часов в неделю;
суммированный: в случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учёт рабочего времени с продолжительностью учётного периода один месяц.
Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций, перевозки на инкассаторских автомобилях, перевозки на легковых такси, а также водителям, работающим в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов.
Продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов, в том числе водителям, работающим на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении, при условии согласования с представительным органом работников.
Водителям, осуществляющим перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании должностных лиц федеральных органов государственной власти или органов государственной власти субъектов Российской Федерации с персональным закреплением за этими лицами таких автомобилей с экипажем, с их согласия рабочий день (смена) может быть разделен на две и более частей. В случае получения согласия водителя на разделение рабочего дня (смены), такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии - с иным представительным органом работников.
Важно отметить, что кроме управления транспортным средством в расчёт рабочего времени водителя входят:
- подготовка к рейсу и заключительные работы после возвращения в организацию. При поездках на дальние расстояния и междугородних перевозок дополнительно учитывается время на работы в транзитном пункте;
- пред- и послерейсовый медосмотры;
- стоянка в погрузочно-разгрузочных пунктах и пунктах посадки/высадки пассажиров;
- время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем (специальный перерыв);
- простои не по вине водителя;
- работы по устранению обнаруженных в пути неисправностей, которые не требуют разборки механизмов или буксировки в автосервис.
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов. Увеличение этого времени, но не более чем на 2 часа, возможно в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.
Таким образом общая продолжительность ежедневной работы (смены) водителя, с учетом завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки, не должна превышать 12 часов.
Режим отдыха водителя. Водителю важно соблюдать не только режим труда, но и режим отдыха.
Продолжительность рабочего времени водителя, количество перерывов и выходных регулируются графиком работы водителя, утверждённым работодателем. Все отработанные водителями часы необходимо фиксировать в путевых листах и в табеле учёта рабочего времени.
При определении графика работы водителя работодателю необходимо учесть категорию и вид управляемого им транспорта. В зависимости от видов управляемого транспорта некоторые водители имеют несколько отличный от общепринятого режим труда и отдыха, например:
- водители такси не могут иметь ненормированного рабочего дня, а в учёт их рабочего времени дополнительно входят время на приём и сдачу автомобиля сменщику, неизбежные простои между выполнением заказов и ухода за машиной после смены;
- водители грузовых авто и автобусов в соответствии с положениями пункта 26 Правил дорожного движения Российской Федерации не позднее 4 часов 30 минут с момента начала управления транспортным средством или с момента начала очередного периода управления транспортным средством обязаны сделать перерыв для отдыха от управления транспортным средством продолжительностью не менее 45 минут (данное правило распространяется на всех водителей транспортных средств). Время управления транспортным средством не должно превышать 9 часов в течение периода, не превышающего 24 часов с момента начала управления транспортным средством, после завершения ежедневного или еженедельного отдыха;
- водители городских и пригородных автобусов могут непрерывно находиться за рулем 5 часов (перерыв 2-3 часа и в первые 4 часа специальные перерывы по 15 минут). Перерыв между частями рабочего дня (смены) предоставляется в местах, обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.
Таким образом, режимы труда и отдыха водителей различных видов транспорта (автобуса, микроавтобуса или грузовика, служебного автомобиля) могут отличаться, но должны соответствовать правилам, установленным Министерством транспорта Российской Федерации. Более подробная информация размещена в электронном сервисе Онлайнинспекция.РФ по ссылке: https://xn--80akibcicpdbetz7e2g.xn--p1ai/reminder/147.
Режим труда и отдыха водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов. Отдельно необходимо остановится на особенностях режима труда и отдыха водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов, транспортировка которых должна быть организована с учётом требований, установленных рядом нормативных актов, в частности:
- Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. № 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации»;
- Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ);
- Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 августа 2020 г. № 304 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов»;
- Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30 апреля 2021 г. № 145 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».
При перевозке опасных грузов водителю необходимо руководствоваться следующими правилами:
- перевозить грузы повышенной опасности можно только по специальному разрешению;
- на автомобиле должен быть включен жёлтый или оранжевый проблесковый маячок;
- транспортное средство должно соответствовать требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) и раздела 9 ДОПОГ;
- транспортное средство, перевозящие опасные вещества, оборудуются опознавательным знаком «опасный груз»;
- скорость движения должна быть установлена при согласовании перевозки;
- водитель должен пройти специальное обучение и получить свидетельство о допуске к перевозке опасных грузов;
- перевозчик обязан соблюдать меры предосторожности, обозначенные в главе 1.10 ДОПОГ.
Режим труда и отдыха водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов, в целом регламентируется общими правилами.
Штрафы. В соответствии с частью 3 статьи 11.23. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрены штрафы за нарушение режима труда и отдыха водителей, а именно за несоблюдение норм времени управления транспортным средством и времени отдыха:
- для водителя - от 1500 до 2000 руб.;
- для должностных лиц нанимателя - от 7000 руб. до 10 000 руб.;
- для индивидуального предпринимателя - от 15 000 до 25 000 руб.;
- для организаций - от 20 000 руб. до 50 000 руб.
Ответственность за нарушение правил перевозки опасного груза:
- для водителей 2-2,5 тысячи рублей или лишение прав на 4-6 месяцев;
- для должностных лиц 15-20 тысяч рублей;
- для юридических лиц 400-500 тысяч рублей и задержание ТС.
Индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как должностные лица.
Телефоны "горячей линии" сетевых организаций: