Военный комиссариат Усть-Цилемского района информирует
ПРОГРАММА ГЕКТАР ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ
Инструкция для прибывших в Республику Коми жителей Украины, ЛНР и ДНР
Ежегодно 30 октября мы вспоминаем одну из горестных страниц нашей истории – политические репрессии 30-х годов XX столетия. В этот день повсеместно проходят мероприятия, посвящённые людям, на чью долю выпало пройти через невероятно сложные, тяжелейшие испытания.
Сотрудники музея А.В. Журавского неоднократно публиковали статьи о событиях того времени, о земляках, попавших под маховик репрессий, о ссыльных и спецпереселенцах, которым пришлось обживаться на новых территориях, образуя посёлки и предприятия в районе.
Много ещё нераскрытых тайн хранит история, много безызвестных имён осталось в толще десятилетий. Часто случайно тоненькая нить событий вдруг становится открытием чей-то судьбы, и тогда тайники времени приоткрывают свои двери, чтобы дать ответ на вопросы и снова задать их.
Так мы постепенно разматываем клубок истории о легендарных лётчиках - первооткрывателях северных воздушных трасс, кто волею судьбы оказались в Усть-Цилемском районе. В далёком 1931 году был подписан приказ Главным управлением ОГПУ, где было предписано в течение осенне-зимнего периода того же года организовать воздухолинию с подчинением начальнику Ухтпечлага. Вскоре, 11 сентября 1931 года на базе расформированных Соловецкой и Вишерской воздухолинии был создан авиаотряд особого назначения «Ухтпечлаг» с базированием в деревне Карпушевка Усть-Цилемского района. В тяжелых условиях Крайнего Севера и Заполярья, неблагоприятных метеоусловиях воздухолиния за четыре года провела огромную работу. Впервые в истории Севера были освоены трассы от Вишеры до Нарьян-Мара, от Котласа до Воркуты; совершен перелёт через Уральский хребет, освоена линия Воркута - Обдорск (ныне Салехард), составлены карты.
Среди первых лётчиков, кто проложил воздушные трассы в 1932-1934 годах, были: Л.В. Ковалевский, В.А. Гинце, В.Г. Шлатер, Е.Н. Гриневич, В.В. Сущинский, Я.Ф. Степанов, А. Плавинский, К.Л. Кайдан. Бортмеханиками у них были: А. Поплавский, С.Т. Курлышев, Ю.М. Котюков, И. Пахомов, В.А Кавецкий, М.И. Санжеровский, А.А. Игнатов и др.
Это сильные и смелые люди, которые стояли у истоков освоения воздушных пространств на северных территориях. Каждый из них совершал ежедневный подвиг, отдавая себя полностью авиации, - тогда только ещё развивающейся отрасли. Среди них был Виталий Владимирович Сущинский (1890 г.р.). Удивительная судьба этого человека. Он научился летать на заре отечественной авиации в 1912 году. Вчерашний слесарь (механико-техническое училище в Вязниках), авиамеханик Виталий Сущинский постигнув летное дело, учил мастерству других – сначала на Дальнем Востоке, затем в Севастополе.
По всеобщей мобилизации В.В. Сущинский, приписной казак Уссурийского войска принимал участие в Первой мировой войне. В этот период жизни он был солдатом, охранявшим пароходы на реке Уссури, инструктором в Севастопольской авиашколе, лётчиком-разведчиком на Западном фронте. Есть сведения, что имел три Георгиевских креста за храбрость, звание старшего унтер-офицера, за боевые отличия произведён в чин прапорщика инженерных войск.
Время перемен в период становления советской власти изменило судьбы тысячи людей. Так и В.В. Сущинский, со своим прошлым в белой армии, с 1922 года оказался под пристальным вниманием главного политического управления (ГПУ) при НКВД РСФСР.
В биографии Виталия Владимировича кроме ярких событий и достижений в лётном деле, были и аресты, и долгие следствия. Во время допросов выявлялась степень благонадёжности Сущинского, его лояльность к советской власти, ответы фиксировались в «Анкете для бывших офицеров белой армии». Из документа мы можем больше узнать о Виталии Владимировиче: в революции 1915 года участие не принимал, в то время учился в реальном училище в Могилёве; отношение к февральской и октябрьской революции 1917 года - «сочувственное»; ввиду политической безграмотности относил себя к беспартийным. Учёба в Могилёве говорит о хорошем образовании Сущинского. В дореволюционной России в учебный план входили физика, химия, биология, технические и математические науки, черчение, немецкий и английский языки, - уровень образованности получался внушительный.
Где только не приходилось трудиться Виталию Владимировичу. Во времена НЭПа В.В. Сущинскому, как образованному человеку, в родных краях в п. Голдабурщина (Белорусская ССР) доверили руководство колхозом «Красная Соколовка». Страшный неурожай 1929 года все усилия Сущинского в работе по становлению и развитию колхоза свел на нет. В этот период ГПУ вновь заинтересовалось личностью Виталия Владимировича. И снова пошли следственные разбирательства, допросы, арест «вредителя и кулака». И конечно, опять вспомнили его «белое» прошлое. Ранее, вдалеке от дома, по понятным причинам того времени, В.В. Сущинский скрывал своё происхождение. Здесь же на родине, где все знают друг друга – это теряло смысла. Из заполненной анкеты стало известно, что Сущинский сын деревенского священника, до революции имущества не имел, жил на церковной земле.
В 1930 году органы ОГПУ Белорусской ССР по статье 76 УКБССР (58-11 УК РСФСР) приговорили В.В. Сущинского к административной высылке, о чём он позже напишет в своей автобиографии: «…выслан в связи сплошной коллективизацией на север на 5 лет». Насмешка судьбы или что-то ещё, но лётчик и технарь пал жертвой земледелия и оказался вначале в Архангельске, затем в Коми в Ухтпечлаге. Из хронологии жизни Виталия Владимировича Сущинского известно, что с 9 февраля 1933 года он был в составе лётчиков Воздухолинии Ухтпечтреста НКВД. На авиабазе в д. Карпушевка лётчики были исключением в системе ГУЛАГа. Там совместилось несовместимое – работа в свободолюбивой авиации людей, официально лишенных свободы.
Из года в год северные воздушные пути сообщения увеличивались благодаря отважным авиаторам. В 1934 году авиатрасса Архангельск-Усть-Цильма была продлена до г. Нарьян-Мара и выполнено несколько рейсов. Уже с 1935 года, особенно в зимне-весенний период 1936 года количество рейсов возросло до 120.
Пришло время Сущинскому выбирать дальнейший путь, и он попрощался с Усть-Цильмой. В январе 1935 года он направил в исполком Ненецкого округа телеграмму: «Прошу принять на должность лётчика …». Спустя полгода, 1 августа 1935 года, его приняли на должность лётчика Ненецкого окрисполкома. На службе в Нарьян-Маре не всё складывалось удачно – были взлёты славы и падение, были открытия и провалы.
Приближался 1937 год – страшное время, в особенности для тех, кто был когда-то под статьями. Неудачный вылет по санзаданию в непогоду, повлекший вынужденную посадку в снегах и в дальнейшем потерей самолёта, обернулся роковым событием для «пионера Арктики», того кто в Заполярье «делал» авиацию. В Нарьян-Маре 3 июля 1937 года В.В. Сущинского взяли под стражу и водворили в тюрьму НКВД. В последние дни августа его вместе с другими осужденными авиаторами, среди которых был бортмеханик В.А. Кавецкий, отправили пароходом в Архангельск. И уже 1 сентября в списках заключённых Нарьян-Мара его фамилия не значилась.
Более года длилось следствие, заключение было готово 2 октября 1938 года. Правда и вымысел переплелись в нём с небрежностью следователей. По пунктам 6, 7, 9, 10 статьи 58 УК РСФСР В.В. Сущинский был приговорен к смертной казни. Вскоре особая тройка Управления НКВД Архангельской области рассмотрела обвинение и вынесла своё решение в протоколе № 86/11: «СУЩИНСКОГО ВИТАЛИЯ ВЛАДИМИРОВИЧА РАССТРЕЛЯТЬ. ДЕЛО СДАТЬ В АРХИВ». Приговор исполнили 8 октября 1938 года. В тот же день расстреляли Валериана Александровича Кавецкого.
Через несколько лет, пройдя детальную проверку всех обстоятельств дела, весной 1958 года вдова В.В. Сущинского Мария Дмитриевна получила долгожданную весть: «…СУЩИНСКИЙ ВИТАЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ РЕАБИЛИТИРОВАН ПОСМЕРТНО».
_______
При подготовке статьи использованы материалы:
- Авиация: папка № 149 [музей А.В. Журавского];
- Корепанова Л.Ю. Записано на небесах: [повесть в документах]. - Нарьян-Мар: ОАО «ИПП «Правда Севера», 2010. – 384 с.
Источник: Группа ВКонтакте "Усть-Цилемский музей А.В.Журавского"
Телефоны "горячей линии" сетевых организаций: