Военный комиссариат Усть-Цилемского района информирует
ПРОГРАММА ГЕКТАР ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ
Инструкция для прибывших в Республику Коми жителей Украины, ЛНР и ДНР
В календаре памятных дат России есть особенные дни скорби. Один из них – День памяти жертв политических репрессий. Сотни тысяч людей, в том числе раскулаченные крестьяне и квалифицированные кадры – врачи, учителя, военные, а также священнослужители, спецпереселенцы по национальному признаку были подвержены репрессиям. Кого-то казнили, кто-то сидел в тюрьмах, а большую часть осужденных отправляли в исправительно-трудовые лагеря, на спецпоселения. По всей территории СССР раскинулась сеть ГУЛАГа, но основой этой сети был Север. Усть-Цилемский район стал местом ссылки сотен людей.
Ежегодно в памятные дни повсеместно проходят мероприятия. Вот и вчера, в год 100-летия гражданской авиации, у Братской могилы репрессированных летчиков, на месте бывшей Карпушевской авиабазы Ухтапечлага, состоялась выездная экскурсия для школьников Усть-Цилемской средней школы им. М.А. Бабикова. Присутствующих приветствовала Е.Е. Еремеева, заместитель руководителя администрации муниципального района "Усть-Цилемский". В своих словах Елена Евгеньевна подчеркнула значимость памятного дня, обратилась к подрастающему поколению о сохранении и уважении исторического прошлого.
Научный сотрудник музея А.В. Журавского А.В. Чуркина рассказала об истории уникального предприятия в районе. Карпушевская авиабаза положила начало гражданской авиации на Севере. Это был уникальный проект Ухтапечлага, необходимый для связи таких крупных городов и населенных пунктов как Ухта, Воркута, Нарьян-Мар, Архангельск, Обдорск, Усть-Цильма, Усть-Ухта и др.
За 1,5 года силами заключенных численностью до 70 человек были построены бараки, двухэтажное общежитие летчиков, электростанция, столовая, баня, дом начальника воздухолинии, склады, радиостанция, ангары для самолетов, конюшня, коровник, пожарное депо, кузница и т.д. В начале 1933 года построен штаб авиабазы.
Первым начальником авиабазы и организатором воздухолинии был Лев Владиславович Ковалевский - герой Гражданской войны, орденоносец, опытнейший летчик. Он сумел создать хороший сплоченный коллектив из «опальных» пилотов, штурманов, бортмехаников, и обслуживающих работников. Для нахождения персонала на авиабазе были созданы хорошие условия, но изношенная техника, погодные условия, отсутствие хороших карт и средств навигации приводили к авиакатастрофам. За 10 лет существования авиабазы произошло несколько крушений самолетов. Погибли семь человек – Л.В. Ковалевский с бортмехаником А. Поплавским в апреле 1934 года, А. Плавицкий с бортмехаником Ю.М. Котюковым и двумя пассажирами в марте 1935 года, а в 1936 году потерпел крушение самолет Е. Н. Гриневича с начальником авиабазы П.В. Маркусом на борту (тогда Маркус погиб). Все они изначально были захоронены на территории авиабазы. Позже супруга Л.В. Ковалевского перевезла его останки на Новодевичье кладбище в г. Санкт-Петербург.
Сегодня сохранились здание штаба и братская могила летчиков-первопроходцев, которые с 1989 года являются объектами культурного наследия регионального значения.
Источник: Группа ВКонтакте "Усть-Цилемский музей А.В.Журавского"
Телефоны "горячей линии" сетевых организаций: