Военный комиссариат Усть-Цилемского района информирует
ПРОГРАММА ГЕКТАР ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ
Инструкция для прибывших в Республику Коми жителей Украины, ЛНР и ДНР
В 20-х числах марта планируется очередная отправка гуманитарного груза российским бойцам в зону специальной военной операции, на этот раз на Херсонское направление.
Прием заявок для участия в Конкурсе социальных и культурных проектов ПАО «ЛУКОЙЛ» осуществляется до 29 марта 2024 года.
Завершился учебный год. Для учеников это радостная и счастливая пора, для учителей время подведения итогов, для родителей старшеклассников и самих выпускников – суета и волнение. Мы побеседовали с начальником самой многочисленной отрасли района – Управления образования администрации МР «Усть-Цилемский» Е. Г. ВОКУЕВОЙ.
- Елена Григорьевна, вот и подошёл к концу учебный год. Ровно столько Вы возглавляете Управление образования района. Успели ли Вы привыкнуть к новой должности. Какие сложности возникали?
- Приступая к новой должности, безусловно, были сомнения и тревоги, так как понимала, что уровень ответственности будет очень высокий. Привыкнуть за год невозможно, потому что ежедневно приходится решать возникающие проблемы, ставить новые задачи и находить пути их достижения. Поэтому подводить итоги ещё рано.
- Сколько образовательных учреждений на сегодняшний день в районе. Ожидается ли оптимизация в школах и детских садах? Какова их материальная база?
- Сегодня в районе функционируют 24 образовательные организации, подведомственные Управлению образования: восемь средних школ, три основные школы, три начальные школы – детский сад, девять детских садов, одно учреждение дополнительного образования.
Оптимизация в 2019 году не планируется. С огорчением отмечу, что снижение рождаемости в районе скажется в ближайшем времени на ликвидации и реорганизации некоторых учреждений.
Материально-техническая база – необходимое условие функционирования и развития образовательных учреждений. К сожалению, сегодня не приходится говорить о высоком материально-техническом оснащении образовательного процесса. Учитывая нормативы финансирования, которых недостаточно для укрепления материальной базы, руководители учреждений вынуждены искать дополнительные источники получения средств: участие в различных проектах, оказание учреждением платных услуг и др.
- Лицо школы определяет учитель. Поэтому хотелось бы от Вас услышать количественную и качественную характеристику педагогических работников района.
- В дошкольных образовательных организациях трудятся 85 педагогов, в том числе 69 воспитателей, 14 музыкальных руководителей, один логопед, один педагог-психолог. В школах работают 214 педагогических работников, из них учителей – 170 человек, в РЦДТ «Гудвин» – 14 педагогов. 30% учителей – это учителя в возрасте до 35 лет. Самый большой охват из числа работающих составляют педагоги, стаж которых более 20 лет работы в образовательных учреждениях: 48% – в школах, 63% – в детских садах, 43% – в учреждении дополнительного образования.
Подавляющее большинство педагогов – это женщины (87%).
Квалификационные категории имеют 22% (10 чел.) воспитателей, 36% (62+) из числа учителей, 36% (5) педагогов дополнительного образования. Высшее педагогическое образование имеют 79% учителей, 17% воспитателей, 14% педагогов дополнительного образования.
- Какая работа проводится в районе по привлечению молодых специалистов в учреждения образования?
- Доля молодых специалистов, устроившихся на работу в сферу образования, держится на уровне предыдущих лет (2014 – два, 2015 – пять, 2016 – два, 2017 – три). На 1 сентября 2018 года в школы прибыло пять молодых специалистов.
Ежемесячно в Усть-Цилемский центр занятости мы предоставляем информацию о наличии педагогических вакансий в образовательных организациях района, ежеквартально – в Министерство образования, науки и молодёжной политики Республики Коми.
Также для решения вопроса по привлечению специалистов в декабре 2018 года Управление образования приняло участие в проекте Центра развития карьеры СГУ им. Питирима Сорокина.
В течение всего года проводятся индивидуальные консультации родителей будущих студентов, обратившихся в Управление образования, с вопросом по поступлению на педагогические специальности. Так в 2018 году учиться на педагогов поступили 15 выпускников школ (11 – в вузы, четыре – ссузы).
Ежегодно проводится анализ потребности в педагогических кадрах на краткосрочную перспективу. Исходя из этого, корректируется анализ на среднесрочную.
С целью оказания помощи педагогам в освоении методики преподавания и воспитательной работы, создания образовательной среды, в которой одни учителя получают необходимый опыт, другие – возможность самовыражения, раскрытия профессионального и творческого потенциала, на уровне Управления образования реализуется стажёрская практика. Организуется преддипломная практика для студентов последних курсов, получающих педагогические специальности. Большая надежда на реализацию государственной программы «Земский учитель», которая начнёт действовать с 2020 года.
- Сегодня вопросам качества образования уделяется особое внимание. Как Вы лично оцениваете его уровень в муниципалитете?
- Качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты образовательной деятельности: содержание обучения, его формы и методы, результаты, материально-техническая база, кадровый состав и т.п. Считаю, что качество образования – важнейший показатель успеха деятельности каждого учреждения.
Остановлюсь кратко на показателе освоения основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования в 2018 году. Подготовка к государственной итоговой аттестации, реализованная в прошлом учебном году, позволила выпускникам показать высокие результаты по отдельным общеобразовательным предметам: в 9-х классах – по русскому языку, литературе, английскому языку, в 11-х – по русскому языку, информатике и ИКТ, английскому языку, истории и географии. 15 участников ЕГЭ получили тестовый результат в интервале от 80 до 100 баллов. Наибольшее количество баллов выпускники получили по русскому языку (96) и обществознанию (92). Очень надеюсь, что результаты ГИА в этом году будут не ниже.
К сожалению, в прошлом году шесть обучающихся 9 классов не получили аттестат об основном общем образовании, трое – только после пересдачи неудовлетворительных экзаменов в дополнительные сентябрьские сроки. Минимального количества баллов ЕГЭ выпускники не набрали по математике (профильный уровень) – три человека, биологии – пять, обществознанию – десять, химии, истории и физике – два.
- Сколько выпускников в районе будут сдавать ГИА и ЕГЭ? Какие предметы для сдачи ими выбраны?
- Сдавать государственную итоговую аттестацию по образовательным программам основного общего образования будет 171 обучающийся 9-х классов, из них в форме основного государственного экзамена – 170 человек, в форме государственного выпускного экзамена – один. Наиболее востребованными предметами, как и в предыдущие годы, являются обществознание (111 человек), география (89), биология (42). В последние два года вырос интерес к информатике и ИКТ, этот предмет планируют сдавать 30 человек (в 2018 году – 22).
ЕГЭ будут сдавать 58 обучающихся 11-х классов, один – в форме государственного выпускного экзамена. У одиннадцатиклассников среди предметов по выбору лидируют обществознание (42 человека), математика профильного уровня (28), биология (17), история и география по 12 на каждый предмет.
- Как сегодня решается вопрос с очередями в детские сады?
- Как правило, с 1 июня по 1 сентября проходит распределение детей в детские сады. Однако, в случае появления свободных мест в группах, распределение может осуществляться в период учебного года. При отсутствии свободных мест родителям (законным представителям) могут быть предложены места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребёнка.
Если в процессе комплектования места в детский сад предоставляются не всем детям, состоящим на учёте для предоставления их с 1 сентября текущего года, эти дети переходят в статус «очередников». Они обеспечиваются местами в дошкольном учреждении на свободные места в течение учебного года либо учитываются в списке нуждающихся с сентября следующего.
На конец 2018-2019 учебного года дошкольные образовательные организации и группы при школах посещают 738 детей. Пока не могу сказать точно, сколько детей попадут в список «очередников», так как распределения ещё не было. В случае ввода в эксплуатацию нового детского сада, проблем с очередями в райцентре не будет.
- Взаимоотношения с родительским сообществом, с обществом в целом является важной составляющей в процессе обучения. Как строится эта работа?
- Прежде всего, вопрос взаимодействия с родительским сообществом регламентирован ст. 44 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации».
Некоторые родители активны, заинтересованы в управлении образовательным процессом, но при этом основная часть не готова погружаться в управленческую жизнь. Эффективное взаимодействие идёт через информацию, направляемую в образовательные организации. Родители принимают участие в интернет-анкетировании, касающемся процессов воспитания и допобразования, выступают научными руководителями детей на исследовательских конференциях, принимают участие в совместных конкурсах и мероприятиях. С родителями обсуждаются вопросы духовно-нравственного воспитания, состояния здоровья детей, профилактики, дорожно-транспортного травматизма, распространения вредных привычек, профориентационной работы, каникулярной занятости детей и подростков, итоговой аттестации.
Вопрос о необходимости повышения эффективности взаимодействия, пропаганды семейных ценностей обсуждается на семинарах, районных методических объединениях педагогов, родительских конференциях.
- Сколько первоклассников в этом году сядут за парты школ района?
- В следующем учебном году в первых классах в районе будут обучаться 149 школьников. С волнением жду начало нового учебного года, так как в первый класс идёт и мой сын.
- Что бы Вы, Елена Григорьевна, пожелали нашим школьникам, учителям и родителям в связи с окончанием учебного года?
- Поздравляю всех с радостным и волнительным событием – окончанием учебного года. Для каждого он был разный: для кого-то жизненным уроком, новым открытием, важным событием, но для всех и каждого полным размышлений, выводов и планов. Пусть время летнего отдыха и перезагрузки не пройдёт даром. Желаю всем набраться новых сил для предстоящего учебного года.
Беседовала Анна Поздеева.
Фото автора.
Информация предоставлена редакцией газеты "Красная Печора"
Телефоны "горячей линии" сетевых организаций: