Военный комиссариат Усть-Цилемского района информирует
ПРОГРАММА ГЕКТАР ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ
Инструкция для прибывших в Республику Коми жителей Украины, ЛНР и ДНР
«Изменить судьбу человека мы не можем, но сохранить память о талантливом мастере – это в наших силах. И очень хочется, чтобы воспоминания, которые прозвучат сегодня, смогли показать, каким жизнерадостным и доброжелательным, мастеровым и энергичным человеком был Григорий Матвеевич Чупров».
Такими словами в историко-мемориальном музее А.В.Журавского начался тематический вечер, посвященный 110-летию со дня рождения мастера-ложечника из села Замежная.
На протяжении столетий Усть-Цилемский край славился не только могучей красотой суровых лесов и бурных порожистых рек – Печоры да Пижмы, но и делами золотых рук своих мастеров. Благодаря пижемским умельцам мы сегодня имеем возможность восхищаться уникальным явлением в народном искусстве – Пижемской росписью.
Именно «Пижемское дело» – говорят у нас, когда речь идет о традиционном графическом письме – Пижемской росписи. Это особый вид ремесла и знаний, которому не менее 800 лет.
Истоки росписи лежат в творческом наследии старообрядцев Печорского края, хранителях старорусской культуры. На формирование стиля пижемской росписи сильнейшее влияние оказала рукописная традиция. Существуют многочисленные параллели между пижемскими узорами и заставками, буквицами и рисунками древнерусских книг, которые и послужили источником вдохновения для украшения предметов быта росписью.
Круг изделий мастеров «Пижемского дела» был обширен: украшали домашнюю утварь, орудия труда: мебель, туеса, грабли, детали ткацких станков и охоты (приклады ружей были вершиной искусства), но особую славу Усть-Цилемскому краю принесла Пижемская ложка. Это был коренной промысел, соблюдался дедовский способ изготовления и украшения ложек, они были легкие прозрачные, словно восковые.
Пролетают года, меняется время, взгляды человека на жизнь, но всегда неизменной остается тяга человека творить и создавать прекрасное вокруг себя, а также делиться этой радостью с окружающим миром.
Поучиться пижемской росписи у Чупрова Г.М. приезжала и мастер России Ольга Николаевна Шелепеева. Через много лет в своей книге «Пижемская роспись» она напишет о том, как Григорий Матвеевич терпеливо занимался с ней, объясняя всё с нуля.
Вот уж 33 года нет Григория Матвеевича Чупрова, этого удивительного человека, участника Великой Отечественной войны. Но память о нем живет в его изделиях - пижемских ложках. Некоторые из них, представленные на выставке, можно было увидеть воочию.
В краеведческом музее города Сыктывкара также имеется коллекция ложек пижемских мастеров. На ободке одной из ложек имеется надпись автора: «делал ложку Григорий Матвеевич на память краеведческому музею».
Ложки Чупрова Г. М. пользовались заслуженной славой, поступали то в местное лесничество, то в объединение художественных промыслов «Беломорские узоры», то в Министерство культуры Коми АССР. Делал их мастер по 800 штук в год.
Свое мастерство Григорий Матвеевич успел передать родственнику Валерию Григорьевичу Поташову. Форма его ложек очень близка к чупровским. Продолжателем стилистики Григория Матвеевича можно считать и руководителя кружка 2-й категории отдела народных художественных промыслов Татьяну Александровну Харитонову. Её изделия и по орнаменту, и по колориту очень близки к его работам.
На проведенном мастер-классе Татьяна Харитонова поведала о двух основных символах пижемской росписи и небогатом наборе графических элементов. Участники мероприятия с удовольствием расписывали заготовки ложек.
Мы благодарим коллег Замежной модельной библиотеки имени Осташова В.И. за предоставление материала о Г.М.Чупрове.
Н. Поздеева, Центр народного творчества и национальных культур
Телефоны "горячей линии" сетевых организаций: