Военный комиссариат Усть-Цилемского района информирует
ПРОГРАММА ГЕКТАР ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ
Инструкция для прибывших в Республику Коми жителей Украины, ЛНР и ДНР
Не так давно мы объявляли сбор средств на приобретение металлоискателя и миноискателя 2 в 1 "Альфамарин", а также квадрокоптера DJI Mavic.
В районной администрации состоялось совещание, на котором обсуждались острые проблемные вопросы содержания зимних автомобильных дорог (далее – зимников). В совещании принимали участие как заказчики от муниципалитета, так и подрядчики по договорам.
Заместитель руководителя администрации МР «Усть-Цилемский» А. П. Хозяинов довёл общую информацию. Всего зимников в районе 265,5 километра, в том числе 15 ледовых переправ. Финансирование происходит на основании Соглашения с Министерством строительства и дорожного хозяйства Республики Коми в процентном отношении 95 процентов республиканского бюджета к пяти процентам из местного. Общая сумма на 2020 год составила 17,8 млн рублей.
На зимники не распространяются ГОСТы и СНиПы, качество содержания можно отслеживать только на соответствие техническому заданию к договору.
Обслуживание зимников в Усть-Цилемском районе в этом году, как и прошлом, всем подрядчикам даётся гораздо труднее, чем в предыдущие годы. Как сообщил А. П. Хозяинов, в период с 15 ноября 2017 года по март 2018-го по сводкам МЧС было восемь штормовых предупреждений, а за аналогичный период 2019-2020 годов – их было уже восемнадцать. Следовательно, и заносов на дорогах было больше. Количество морозных дней можно пересчитать по пальцам. Такая ситуация происходит, вероятно, из-за потепления климата в целом.
Главный принцип обустройства зимников сводится к тому, что мороз делает дорогу, а подрядчики ему помогают. В последние годы происходит наоборот – люди делают дорогу, а мороз иногда помогает. Финансирование на такой подход не рассчитано.
Из-за установившейся тёплой погоды болотистые участки под снегом, а по таковым пролегает большинство дорог в Усть-Цилемском районе, не промерзают. А если и промерзают, то потом вновь оттаивают. Зимники на них сделать крайне сложно, тракторы проваливаются. Образуются глубокие колеи, наполненные водой.
Отдельная тема – это переправы. Из-за отсутствия нормальных морозов при заливке переправ происходит следующее: подрядчики намораживают лёд сверху, а в это же время снизу коренной лёд вымывает водой, и, соответственно, толщина льда не увеличивается. Происходит это потому, что вода в реке теплее, чем должна быть в зимний период. Также русло рек меняется, из-за этого зимники приходится прокладывать по другим участкам местности. А это приводит к дополнительным затратам в летнее время.
«Колейность на дорогах создают владельцы нового вида транспорта – «Каракатов». Получается, что они наши дороги и настилы (лежнёвки) разрушают, так как ездят в период, когда зимник уже закрыт», – прокомментировал Виктор Арсентьевич Томилов из Замежной.
- Сезон очень сложный, – подчеркнул директор МКУ «ДРСУ» Александр Владимирович Тлустенко. Обилие снегопадов и отсутствие морозов создают трудности и влекут дополнительные расходы при выполнении подрядчиками обязательств, взятых ими на себя при заключении договоров. А требования по качеству содержания дорог от населения растут. Люди хотят ездить по зимникам на легковых машинах, неприспособленных к таким условиям. При этом была отмечена несвоевременность оплаты за проделанную работу по причине позднего заключения Соглашения на финансирование работ с Министерством строительства и дорожного хозяйства Республики Коми. В день проведения совещания оплата подрядчикам не поступала. Ситуация повторяется из года в год. Как им работать?
Также Александр Владимирович озвучил результат поверхностного анализа финансирования, из которого следует, что на содержание автозимников из республиканского бюджета выделяется средств в 12 раз меньше, чем на содержание дорог республиканского значения круглогодичного действия (на один километр дорог республиканского значения в этом сезоне в среднем пришлось 775 тысяч рублей, а на один километр зимников – 65697 рублей), а на обустройство переправы – в семь раз меньше.
- Необходимо распределить дороги по классности, – высказал своё мнение предприниматель Андрей Павлович Петров из с. Уег. По некоторым направлениям зимники пролегают в основном по лесу, а где-то по открытой местности. Открытые участки требуют расчистки дороги на большую ширину, а те, что в лесу, менее подвержены снежным заносам. Соответственно и расход топлива при работе на них разный.
- Цены за обслуживание дорог необходимо существенно поднять. Каждый вид работ должен приносить прибыль, а иначе подрядчикам нет смысла выходить на аукцион, – сказал Александр Филиппович Чупров. Предприниматель не припомнит сезона, в который было израсходовано столько топлива, сколько в этом году. Многолетний опыт работы в данной сфере позволил ему сделать сравнение фактических затрат на приобретение топлива и техники в предыдущие годы с нынешним. Стоимость одного литра дизельного топлива в 2008 году составляла 18 рублей 40 копеек, а в 2020-м – 51 рубль 40 копеек. Бульдозер ДТ-75 стоил 670 тысяч рублей, сейчас – 2 миллиона 250 тысяч рублей, цена трактора МТЗ-82 с 570 тысяч выросла до 1 миллиона 335 тысяч рублей. «На старье далеко не уедешь», – в один голос заявили дорожники. Стоит ли говорить о цене за электроэнергию и заработной плате?
Михаил Дмитриевич Малышев из Окунёв Носа сказал, что ему для содержания, обслуживаемого им участка дороги «Окунёв Нос – Медвежка» требуется семь тракторов разного вида. На какие средства обновлять технику, если нет прибыли?
«Сегодня нет ни одного нормативного документа по содержанию зимников. При расчётах пользуемся строительными расценками, что в принципе неправильно. Невозможно сказать – сколько точно необходимо средств на содержание зимника. Частота выполнения работ зависит от погодных условий. Нужен норматив. И только после этого сформируется стоимость содержания дорог. Для разработки норматива предлагаю предпринимателям направить коммерческие предложения по каждому участку зимника», – подытожил А. П. Хозяинов.
Собравшиеся поочерёдно выдвигали свои предложения для совместной дальнейшей деятельности. Как бы хорошо подрядчики ни следили за состоянием дороги и ни обслуживали её, после метели она превращается в бездорожье. Сроки ликвидации снежных заносов по окончании штормовой погоды не нормируются, но могут составлять от 16 часов. Следовательно, во избежание необоснованных жалоб от населения на это время дороги нужно закрывать. И рекомендовать автомобилистам, отправляющимся в путь, предварительно посмотреть прогноз погоды. А если МЧС уведомляет о штормовом ветре и метели, то поездку лучше отложить. «Наши дороги предназначены для машин, способных передвигаться в сложных дорожных условиях, поэтому в следующем сезоне, при открытии зимников, следует ввести ограничение для автомобилей с низкой проходимостью. Такая практика существует в Ненецком автономном округе, применима и у нас», – считают дорожники.
В завершение совещания принято решение о том, чтобы каждый подрядчик направил своё коммерческое предложение представителю заказчика – МКУ «ДРСУ». Общими усилиями они нацелены получить увеличение финансирования на содержание дорог муниципального значения минимум в два раза. Если ситуация с финансированием не изменится, то под угрозой окажется аукцион по выбору подрядчиков на содержание дорог в районе на следующий год. Они на него не выйдут, о чём и заявили на совещании.
Татьяна Дуркина.
Информация предоставлена редакцией газеты "Красная Печора"
Телефоны "горячей линии" сетевых организаций: