Военный комиссариат Усть-Цилемского района информирует
ПРОГРАММА ГЕКТАР ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ
Инструкция для прибывших в Республику Коми жителей Украины, ЛНР и ДНР
18 июня был объявлен сбор средств на приобретение металлоискателя и миноискателя 2 в 1 "Альфамарин", нам удалось собрать 54200 рублей, из них 14700 рублей было перечислено на указанный счет, 25000 рублей нам принесли наличными средствами и 14500 собрали в администрации сельского поселения "Нерица".
В июне этого года вышел из печати фотоальбом московского исследователя старообрядческой иконы, члена Союза журналистов Москвы Андрея Васильевича Афанасьева «Великопоженская икона». Издание посвящено иконописному наследию Великопоженского скита.
Впервые Андрей Афанасьев прибыл в Усть-Цильму в 2010 году на Мяндинские чтения. С тех пор регулярно приезжает в наше село, знакомится с местной иконой, собирает фотоматериалы. Он участник многих научных конференций по наследию старообрядчества. Недавно автор привёз несколько экземпляров своей новой книги в Усть-Цильму.
- Андрей Васильевич, прежде всего, задам вопрос, касающийся необычного оформления Вашей книги. Что означает фотография на обложке: икона Николы Чудотворца, отражённая в воде?
- Для меня великопоженская икона – икона явленная. Её не было в моей жизни. Её не знали и не отличали сами устьцилёмы – хранители наследия забытых иконописцев. И вот икона Великопоженского скита, икона печорского старообрядческого очага явила себя. Это напоминает предания о пришествии икон к людям: их находили на деревьях, на водах – из этой ассоциации и родилась идея обложки.
- Но прежде обложки была идея собственно книги? Я наблюдала за Вашей работой здесь в Усть-Цильме, в январе этого года и видела пробные фотографии икон и их фрагментов, свёрстанных для будущего альбома. Что побудило Вас сделать такой альбом?
- В изучении великопоженской иконы принимали участие многие люди. Знаточеские, искусствоведческие наблюдения подкреплялись аналитическими исследованиями материалов иконы, реализованными кандидатом химических наук Валерией Николаевной Ярош. Я сделал несколько сообщений на научных конференциях, старообрядческих форумах. И в ходе общения с учёными я понял недостаточность такой формы рассказа об иконе, ограниченность научной публикации как жанра. Повествуя об иконе, нельзя довольствоваться несколькими иллюстрациями к статье в научном сборнике, поневоле мелкими и невнятными. Мне захотелось опубликовать сотню икон, причём дать значимые фрагменты каждой вещи в высоком разрешении, вплоть до макросъёмки. Знатоки должны иметь возможность видеть памятники так, словно держат их в руках, анализировать как можно больше нюансов. Тогда они смогут составить своё, независимое от моего, мнение. Им не придётся верить мне на слово. Их критика будет предметной, конкретной, развивающей, дополняющей, корректирующей, что пойдёт на пользу общему делу изучения старообрядческой культуры.
- А Вы не боитесь критики?
- Я её приветствую. Надеюсь, она мне поможет в дальнейших исследованиях, и не только касающихся иконы. В народной старообрядческой культуре всё взаимосвязано. Невозможно понять икону, не зная основ веры, не зная рукописной книги, старинных преданий, фольклора, истории, бытового уклада. Знатоков, исследователей старообрядчества сейчас много, есть у кого учиться. Надеюсь, благодаря моей работе они увидят во мне дельного собеседника, соратника.
- Ваш альбом производит впечатление качеством съёмки и печати. Насколько я знаю, Вам приходилось работать отнюдь не в студийных условиях?
- Современная техника позволяет качественно сфотографировать предмет даже в условиях слабо освещённого сельского дома. Существуют довольно простые и надёжные средства и приёмы съёмки. Другое дело, что на фотографирование одной иконы уходит от 40 минут до часа. Потом необходима подготовка кадра к печати – на финальной стадии обработки это делала верстальщик-профессионал Анна Юрьева. И, конечно, нужен авторский контроль в процессе печати. Все это было для меня довольно новым делом, гораздо более сложным, чем публикация фотографий в журналах, где редакция заинтересована в качестве снимков не меньше, чем их автор. Гораздо проще печать для фотовыставок – там несложно скорректировать снимок, сделав один-два дубля. А вот когда книга пошла в тираж, изменить уже ничего нельзя. Годы труда, затраты могут быть обесценены одним махом.
- Сколько же времени Вам приходилось проводить в домах устьцилёмов, фотографируя иконы?
- Прицельная работа по поиску и фотографированию икон потребовала многих экспедиций, в последнее время я совершал их по две в год. Немало вещей было снято в храме, в музее А. В. Журавского. Я благодарен отцу Алексею, Усть-Цилемскому историко-мемориальному музею за открытость. С большим количеством икон в одном месте работа идёт, разумеется, быстрее. Чтобы встретиться и познакомиться с иконой, живущей в частном доме, иногда требуется день и более. Поэтому я особо признателен устьцилёмам – владельцам икон за оказанное мне доверие и за терпимое отношение к неудобствам, которые возникали при развёртывании в их доме импровизированной фотостудии.
- Трудно давалось доверие устьцилёмов?
- Почти в каждом случае сперва было трудно, потом легко. Иногда люди показывали свои семейные реликвии, только после нескольких лет знакомства. Присматривались ко мне, проверяли. И это понятно: мне довелось услышать немало историй о мошенниках, охотниках за иконами. Сам я ни разу не заикнулся о желании приобрести какую-нибудь икону: не мог позволить себе из исследователя превратиться в коммерсанта. Мне здорово помогли сыктывкарские учёные, давние друзья устьцилёмов. Рекомендация доцента Сыктывкарского университета Татьяны Каневой была во многих случаях решающей. Устьцилёмы не спешат довериться чужаку, но уж если подружатся с тобой, общение превращается в такую радость! Иной дом покидаешь с ощущением праздника на душе, сердечной привязанности к хозяевам.
- Где можно будет почитать, приобрести Вашу книгу?
- В силу обстоятельств пока я привёз в Усть-Цильму немного экземпляров. Зимой надеюсь привезти больше. Сейчас я передаю альбом в библиотеку, несколько экземпляров в музей А. В. Журавского – там можно будет его купить. Поскольку тираж оплачен Гуманитарным проектом Ивана Полякова, все средства от продажи пойдут на нужды музея.
- Андрей Васильевич, что бы вы хотели сказать местным жителям в связи с Вашей работой?
- Хочу поблагодарить всех владельцев икон, разрешивших сфотографировать свои семейные реликвии, Вас лично за помощь, которую Вы мне оказали в процессе работы. Альбом обращён в первую очередь к устьцилёмам – хранителям наследия предков. Я прошу владельцев старинных произведений бережно относиться к иконам, не пытаться их самостоятельно очистить, «улучшить». Даже сильно обветшалые образа представляют ценность для исследователей. Обрывки старинных рукописей, рисунков, писем могут оказаться важными документами. Я намерен продолжить работу по изучению культуры печорского старообрядческого очага и очень рассчитываю на помощь местного населения в этом деле.
Беседовала Нина Поздеева.
Информация предоставлена редакцией газеты "Красная Печора".
Телефоны "горячей линии" сетевых организаций: