Военный комиссариат Усть-Цилемского района информирует
ПРОГРАММА ГЕКТАР ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ
Инструкция для прибывших в Республику Коми жителей Украины, ЛНР и ДНР
«Всё для фронта, всё для победы!» – этот лозунг сегодня снова актуален. Оказывают помощь нашим военнослужащим в зоне специальной операции жители всей нашей страны. Жители Усть-Цилемского района тоже не остаются в стороне и собирают необходимые военнослужащим вещи, продукты, лекарства.
Многие исследователи при описании древнерусской культуры Усть-Цильмы в первую очередь обращали внимание на яркий и богатый традиционный усть-цилемский костюм. Так, известный исследователь печорского фольклора второй половины XX столетия Юлия Красовская говорила о том, что в Усть-Цильме и в наши дни радуют глаз знаменитые, несказанной красоты древнерусские наряды, в которые наряжаются устьцилёмки. А в начале XX в. этнограф Н.Е. Ончуков писал: «Даже в костюмах Печора сохранила парчовые боярские наряды, в центре России, хранящиеся только в музеях».
Достаточно большое количество научных работ и поэтических строк посвящено этому яркому и красочному артефакту усть-цилемской старины. Но, ни в одном исследовании не была глубоко затронута тема украшений, дополняющих и завершающих праздничный облик устьцилёмки. Нет и никаких точных сведений, кроме предположений, и у местных старожил – знатоков традиционной культуры Усть-Цильмы. Известно одно, что привозили все украшения (цепи, серьги «тюзки», запонки, пуговицы) с архангельских ярмарок или закупали у чердынских купцов. Путём поиска в различных источниках, удалось установить, что широкая цепь называлась «колетцатая», так как ширину её составляли несколько скрепленных между собой маленьких колечек от двух до пяти. Широкие «пятиколенцатые» цепи стоили дороже, особенно если они были серебряными. Различие в этих украшениях тоже говорило о достатке семей. На цепь навешивался массивный крест серебряный, медный или простой металлический. Одновременно носили от одной до трех цепей с крестами. Если надевали три креста, то один из них располагался по центру, а два других по краям. Ношение на груди креста мирянами поверх одежды - древняя традиция, широко известная еще с XVII века.
Таким образом, кроме украшения, в старину эти цепи служили гайтаном (по-местному – гатян), т.е. использовали для ношения праздничных крестов, которые устьцилёмки прятали внутрь сарафана. Крест и цепь в данном случае служили мощнейшим оберегом.
Где же всё-таки находился промысел изготовления таких цепей? На этот вопрос нас натолкнуло письмо, отправленное в наш Центр сотрудниками одного из музеев Республики Марий Эл, которые тоже исследуют данную тему. Так как других описаний этого промысла не обнаружено, можно выдвинуть версию о марийских кустарях.
Предыстория этого промысла такова, что к концу 17 века чувашам и марийцам указом царского правительства было запрещено заниматься серебряных дел мастерством, чтобы они не имели возможности изготавливать оружие. В результате этого марийцы не могли изготавливать даже металлические украшения, которые уже тогда пользовались большим спросом. И только в конце 19 века этот указ был отменён, но навыки у марийцев уже исчезли. И, тем не менее, марийские кустари сумели вернуть себе славу своих предков, хотя бы тем, что они начали изготавливать широкие металлические цепочки, применявшие в качестве украшений. До сих пор является загадкой, откуда берет начало этот промысел. Можно полагать, что привез его в родные края некий безвестный рекрут из дальних краев и научил земляков тонкому ремеслу. Они изготавливали цепочки из низкопробного, так называемого «польского» серебра, а также разного рода металлических сплавов: латуни, альпака, оловянного сплава. Мастера чаще всего специализировались исключительно на изготовлении этих цепочек, в небольшом количестве изготавливались браслеты, латунные игольники, подвески и т.п. Непосредственного соприкосновения кустаря – производителя с потребителем при сбыте изделию почти не было. Сбыт продукции большей частью осуществлялся при участии посредников – скупщиков. Цепочки эти – легкие и ажурные, одно - и двуколечные, внушительные и величественные, шести - и восьмиколечные, отливающие таинственным блеском альпака, продавались в магазинах золотых и серебряных изделий Москвы, Нижнего Новгорода и других городов.
Вот как описывается процесс изготовления цепочек писателем Н.В. Игнатьевым в романе «Стальной ветер»: «Вставали рано, иногда часа в два пополуночи, и почти без передышки трудились весь день. Звенья украшений спаивали на пламени керосиновой горелки, изба всегда была полна вонючего дыма, из-за которого еле различали друг друга. За такой работой засиживались до 11 часов вечера. Цепочками сами не торговали, их скупали сельские богачи, сбывали на базаре и даже отправляли в Москву!»
Цепи этих ли мастеров попадали на Печору или были другие ремесленники? На этот вопрос пока нет однозначного ответа. И всё же мы постарались приоткрыть завесу этой исторической для нас загадки.
Кроме цепей обязательным украшением к наряду являлась яркая брошь, которая была не только признаком достатка и роскоши, но и сильным оберегом. Считалось, что глядя на неё, человек отвлекался от дурных мыслей.
Особое место в одежде того времени занимали пуговицы и запонки. Они были необычны и очень высоко ценились, составляли обязательный элемент украшения древнерусской одежды. Изготавливались из золота и серебра, отличались большим разнообразием форм и размеров. Включались в опись имущества людей разных сословий, им велся строгий учет.
Центр народного творчества и национальных культур подготовил онлайн-выставку женских украшений из родовых коллекций устьцилёмок.
Уважаемые читатели, если вы владеете информацией по вышеуказанной теме, приглашаем к обсуждению.
Вы также можете дополнить нашу выставку, опубликовав фотографии украшений своих предков, добавив их в комментариях к статье, перейдя по ссылке: https://vk.com/club166657279?w=wall-166657279_2125%2Fall.
Телефоны "горячей линии" сетевых организаций: