Военный комиссариат Усть-Цилемского района информирует
ПРОГРАММА ГЕКТАР ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ
Инструкция для прибывших в Республику Коми жителей Украины, ЛНР и ДНР
Цилемский потребительский кооператив (а именно так организация называлась изначально) был организован на нашей земле в 1931 году. Это подтверждают свидетельские показания, дошедшие до наших времён фотографии. В ближайшее время прошла реорганизация Цилемского потребительского кооператива в Цилемское сельское потребительское общество (сокращенно сельпо).
К сожалению, книги приказов по Цилемскому сельпо сохранились не все. Первая книга приказов датирована 1936 годом, где первый приказ повествует о снятии с работы за растрату председателя правления Сидорова. Фамилия Сидоров у нас на Цильме не встречается. Видимо в то время на должность председателя назначались люди неместные, оттого, что грамотных людей было маловато.
По всей территории Советского Союза сельскую местность обслуживала потребительская кооперация.
В начальной стадии образования партийные лидеры раскулачивали зажиточных людей, забирали их добротные дома. К примеру, до сих пор существующее здание магазина «Продукты» в с. Трусово принадлежало зажиточному крестьянину Ивану Ивановичу Улиных. А где не было подходящих зданий, торговали в амбарах, в частности, в д. Филиппово.
Груз поставлялся в район централизованно через райсоюз. Потребкооперацией были охвачены все деревни и сёла. От д.Савино до д.Рочево обслуживал потребкооператив. Завозили только самое необходимое изначально. Мука, соль, сахар, чай, крупы, керосин, стекла. Летом на лодках, зимой на лошадях.
Основу Цилемского сельпо составляли члены пайщики, вложившие свои паи. Вот на эти деньги и закупался товар.
Кроме торговли, Цилемское сельпо уже в тридцатые годы занималось заготовками. Принимали пушнину, дичь, рыбу. Сдавали государству.
Во всех деревнях были открыты пекарни. Выпечка хлеба достигла своего максимума в 70-80 годы. Хлеб пекли десятками тонн в месяц. Люди покупали по 5-6 буханок в одни руки. Хлеб был дешевым и кормили им скота.
Со временем организация постепенно крепчала, развивалась. Появились средства для строительства новых магазинов. В конце шестидесятых были построены силами колхозных строителей, по тем временам, современные магазины в д. Филиппово, в д. Рочево. в 1968 году построен магазин «Юбилейный» в с.Трусово.
Изменилась и ситуация с кадрами. Если изначально продавцы были неграмотными, допускали недостачи, часто менялись, то со временем стали поступать уже обученные продавцы. Внедрялись новые методы торговли, внедрялся бригадный подряд, коллективная материальная ответственность.
В то же время соблюдался Устав предприятия, проводились собрания на кооперативных участках. Люди активно принимали участие в собраниях, выступали, ругали руководство, жаловались на продавцов, на недостаток товара.
Деньги у людей были, а товара в магазинах мало – покупательская потребность у населения была. Очень много товара считалось дефицитом, хотя в то время возили очень много. Весной груз завозили тычячетонными баржами, мебель тоже завозили баржами, виноград завозили 20-тонной самоходкой, олениной торговали тушами. Объём завоза товара в тоновом выражении намного превышал нынешний.
Количество работников достигало до 60 человек. Изучая документы предприятия, приходишь к выводу, что почти всё население Цильмы успело поработать в Цилемском сельпо. От глубоких стариков до молодых.
Каждый год на выделенных государством рыболовные угодья (Мотовское озеро в верховьях р.Космы) направлялись бригады рыбаков, рыбу десятками тонн сдавали государству. Также ловили рыбу и на р.Тобыш.
Занимались заготовкой макулатуры, металлолома, картофеля. Картофель отправляли осенью на баржах в Нарьян-Мар, Усинск.
В период до 1985 года на всех объектах практиковалось печное отопление. Особенно много дров требовалось на пекарни и столовую. Тысячами куб.м. приходилось заготавливать рабочим сельпо и вывозить из леса на лошадях. В летнюю пору для лошадей необходимо было заготовить сено. В сенокосе участвовали все, вплоть до председателя. Заготавливали на неудобных участках, вручную. Никто в то время не жаловался на тяжелую работу, а наоборот, пели песни, шутили.
К отходам столовой относились по-хозяйски. Был построен свинарник, где выращивали свиней. Особенно добросовестной свинаркой была Осташова Зоя Ивановна. В период опороса она в свинарнике дневала и ночевала, дабы сохранить маленьких поросят.
В Советское время поставка товаров в Цилемское сельпо шла через райсоюз и Печорскую межрайбазу. Каждый год представители Цилемского сельпо выезжали в г.Печора для заключения договоров. В зимний период Печорская межрайбаза делали зимнюю загрузку барж и по первой воде корабли завозили баржи в Цильму. Начиналась эпопея погрузочно-разгрузочных работ, заполнение складов.
Скоропортящиеся продукты - яйца, колбаса – доставлялись в с.Трусово самолётами. В период бездорожья авиация частенько выручала потребкооперацию, благо, что цены были доступные. Бывало, по три самолёта красовалось на Трусовской площадке.
Шуму у населения из-за дефицита товаров было много: не хватало лодочных моторов, снегоходов «Буран», бытовой техники. Распределительная система не всегда оправдывала себя. В населённые пункты, где нет речек, также распределялись моторы, хотя там нужды в них не было. К нам же в период бездорожья распределялись автомобили, в которых никто не нуждался. Приходилось их реализовывать на сторону.
До середины 80-х годов в Цилемском Сельпо не было своего автотранспорта и весь завоз груза в зимнее время осуществлялся транспортом совхоза «Цилемский». Приходилось каждый день упрашивать, зачастую безрезультатно. Постепенно из этой зависимости предприятие вышло, заимев необходимый автопарк.
В Советский период на торговлю всегда оказывала влияние коммунистическая партия – наш рулевой. Изначально председатель правления, желательно, чтобы был партийным. Обсуждали графики работы магазинов, режим торговли вино-водочными изделиями, требовали выполнение плана по торговле, в то же время ограничивали торговлю определёнными товарами. План в Советские время был напряжённым. Если руководство Райсоюза видит, что Цилемское сельпо выполняет, а, к примеру, Хабарицкое недотягивает до плана, то обязательно в конце года план для Цилемское сельпо добавят, снимая с Хабарихи. А на следующий год уже дают план с ростом.
В период перестройки предприятие сжалось (скукожилось). Закрылись хлебопекарни во всех деревнях, кроме с. Трусово. Магазины приопустели, кредиты под большие проценты тянули ко дну. Спасло предприятие только стремление всего коллектива выжить, а не растащить на части. Долг по кредитам в размере 1 млн. рублей было принято решение не платить, и спустя время долг был погашен государством.
Средств в предприятии не было. Хватало только для закупа товара в размере только одного автомобиля УАЗ. И УАЗ по 2 раза в неделю гонял в г.Ухта. Оборот средств был очень высоким. Постепенно начали из года в год наращивать оборот.
Видя, что предприятие старается выжить, глава района Чечёткин Сергей Лукич при поддержке Лукойла посодействовал в приобретении автомобиля ЗИЛ. Как говорится: – с мели сдёрнули. Наращивая оборот, приобрели КАМАЗ.
В данный момент предприятие работает стабильно, обеспечивая товарами первой необходимости население Цильмы.
И всё это возможно, благодаря добросовестному труду, ответственному отношению к своей работе работников Цилемского сельпо.
Автор И.М. Бобрецов
Источник: Группа в ВКонтакте "Цилемский культурный центр с.Трусово"
Телефоны "горячей линии" сетевых организаций: