Военный комиссариат Усть-Цилемского района информирует
ПРОГРАММА ГЕКТАР ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ
Инструкция для прибывших в Республику Коми жителей Украины, ЛНР и ДНР
«Всё для фронта, всё для победы!» – этот лозунг сегодня снова актуален. Оказывают помощь нашим военнослужащим в зоне специальной операции жители всей нашей страны. Жители Усть-Цилемского района тоже не остаются в стороне и собирают необходимые военнослужащим вещи, продукты, лекарства.
В последние стремительно уходящие дни поздней осени, очередное занятие историко-этнографической студии «НАСЛЕДИЕ», созданной на базе Кадетской школы с. Коровий Ручей, по теме «Исчезающее деревянное наследие Усть-Цильмы» было решено провести в этнографической деревне ГАРЕВО. И непосредственно на её примере показать проблемы сохранения памятников деревянного зодчества, которыми являются наши громадные родовые деревянные дома, амбары, колодцы, баньки и т.д.
Деревенька уютно расположилась в десятке километров от Усть-Цильмы на живописном берегу р. Печора. Основанное в 1729 году селение, на протяжении многих лет привлекает внимание проезжающих по Печоре путешественников, исследователей, писателей, журналистов, художников, кинорежиссёров. Вспоминается случай, связанный с пребыванием такой творческой личности на печорских просторах, который увидев со стороны реки деревушку и уточнив её название, воскликнул: «…это же не Гарево! Это Рио де жанейро!».
Красивый природный ландшафт в сочетании с большими северными деревянными домами и их хозяйственными постройками придают неповторимый облик и особый колорит этой местности. Такие деревеньки, коих много раскинулось на просторах необъятного Русского Севера, являются воплощением родового строя и патриархального хозяйственного уклада. В этих домах под одной крышей жили вместе деды, отцы, сыновья, внуки, которых связывала не только родственная цепочка с традиционным ведением быта, но и с одним общим хозяйством, земельным участком, промысловыми угодьями, скотом и остальным имуществом. За счёт такого ведения хозяйства и выживала северная деревня.
Когда-то на Гаревом ручье стояли две водяные мельницы, построенные зажиточным крестьянином. С помощью построенной плотины, поднятой на три метра, крутилось колесо диаметром в полтора метра. Мельницы, находящиеся на расстоянии 500 метров, мололи привозимый 2-3 раза в неделю, ячмень. В период коллективизации они из личного владения перешли к колхозу. Во время войны и до её окончания действовала только одна мельница, вторая пришла в упадок. Сейчас о них ничего не напоминает. Здесь хочется выразить мысль о воссоздании мельницы на историческом месте, хотя бы в виде масштабного макета.
В окрестностях и в самой деревне, по воспоминаниям жителей – старожил, находилось четыре кладбища, два из которых действующие и сегодня. Необходимость такого количества объясняется, скорей всего, дифференцированным подходом к умершим, то есть, отдельно хоронили староверов, знатных, богатых, больных. (инфекционных) и др. Могли быть и родовые кладбища, ведь одних родов здесь насчитывалось больше десяти.
В деревне Гарево ещё до сих пор можно увидеть в своём первозданном виде многие типы крестьянских деревянных домов и построек. Возвышаются на высоком берегу двухэтажные шестистенки, пятистенки, одноэтажные четырёхстенки на подклете, дома – двойни («кошели») и т.д. На некоторых домах ещё сохранились элементы северной архитектуры, такие как: охлупень, курицы, резные «помочи» с датой постройки, выпуски-кронштейны для поддержки двухскатной крыши, резные подшивы и др.
Глядя на эти вековые постройки, понимаешь с какой любовью и терпением возводил каждый хозяин своё жилище. И, всё же надо признать, что время неумолимо и беспощадно. С грустью, отчаянием и осознанием того, что ничего не можешь сделать, смотришь каждый туристический сезон на наше исчезающее деревянное наследие и становится понятной перспектива наших, «стоящих на последнем издыхании», так называемых, памятников северного деревянного зодчества.
Ведь в памяти нашего поколения ещё остались дворы с взвозами, бани «по чёрному», амбары, колодцы-журавли… Но уже не достояли до нас мельницы, овины, риги, крытые гумна, вешала и многие другие сооружения. Возникает вопрос: «А что увидят наши дети и внуки?». Ответа нет…
Если сегодня (немедленно) не найти пути решения по спасению хотя бы кусочка, фрагмента облика старинной деревни, не сохранить исчезающие крупицы деревянного наследия, которыми мы сегодня ещё гордимся и показываем нашим детям и гостям, то завтра, дотянув свой век, они просто исчезнут из нашей жизни, и соответственно из жизни наших потомков.
В настоящее время имеется немало примеров, связанных с разработкой и реализацией комплексных и масштабных программ, направленных на возрождение, сохранение и развитие историко-культурного наследияяяя Русского Севера. В пример можно привести Кенозерский национальный парк в Архангельской области, чудесным образом сохранивший не только традиционный жизненный уклад и культуру в первоначальном месте её бытования, но и деревни и все поселения с их старой архитектурой. В ряду уникальных проектов по сохранению памятников деревянного зодчества стоит и Музей под открытым небом в Архангельске «Малые Корелы»и многие подобные ему.
Близкие к нам по проблеме являются и проекты старинных поселений Архангельской области – «Ошевенское» и «Кимжа». Облик старинного поморского поселения сохранило до настоящего времени с. Кимжа (Мезенский р-н). Здесь особый интерес представляет жилая часть застройки, которая практически идентична нашему (усть-цилемскому ) типу. Её жители также, понимая уникальность своей деревни, для её сохранения создали ТОС и выиграли два гранта (проекты «Гостевой дом» и «Спасов житник»). ТОСы (территориально-общественное самоуправление), основной целью которого является привлечение населения к решению проблем развития территорий, выиграли несколько грантов на восстановление и консервацию объектов деревянного зодчества и развития туризма.
Создание и реализация таких проектов стала возможна только благодаря объединению интересов и усилий государственных, общественных организаций и местных жителей. Несколько лет назад по нашей инициативе и при участии хозяев-домовладельцев был проведен осмотр внешнего и внутреннего состояния, ещё крепких на взгляд, нежилых гаревских домов, который показал возможность использования их в туристической деятельности. При этом отмечалось понимание проблемы и готовность открытия гостевых домов со стороны местных жителей, при условии финансовой, юридической и физической помощи. Таким образом, появится возможность для привлечения внимания специалистов для решения проблемы сохранения деревянных домов.
Кстати сказать, что в Усть-Цильму для помощи в решении вопросов сохранения деревянного наследия, уже два раза за последние годы, приезжали специалисты (историки и архитекторы) из Нижнего Новгорода, которые имеют колоссальный опыт по решению таких вопросов. Даже их поразило такое количество деревянных усадеб, которые требуют немедленной консервации и реконструкции. А сказанная ими фраза, произнесённая после знакомства с деревней Гарево: «…Вот это ваши Малые Карелы…» определила значимость и возможную перспективу этой деревушки.
Все обозначенные проблемы сохранения нашего культурного наследия касаются не только д. Гарево, но и самой Усть-Цильмы, которую называем «сокровищницей и жемчужиной Русского Севера». Пусть не останется она таковой только на бумаге, да в наших воспоминаниях.
А пока ещё мы имеем возможность показать детям остатки или «осколки» старопрежней северной деревни.
Всё вышесказанное было озвучено и перед участниками историко-этнографической студии «Наследие», в надежде, что кто-то из них проникнувшись данной проблемой, выберет профессию, связанную с сохранением и восстановлением памятников деревянного зодчества, а кто-то просто запомнит и будет рассказывать и показывать фотографии своим детям.
В заключение приведём слова исследователя деревянного зодчества русского севера А.В. Половникова: «…Несомненно, что деревянная архитектура Севера является неразрывной составляющей древнерусского национального искусства. Своими корнями она уходит в богатую архитектурно-строительную традицию Великого Новгорода. Когда отважные новгородские землепроходцы и их потомки, завоёвывая обширные северные земли, строили здесь свои первые храмы и жилища. Это они принесли с собой дух мужественной суровости, мудрой простоты и крестьянского простодушия, столь характерного для искусства древнего Новгорода и для северного народного зодчества. Существует ещё одна немаловажная причина, обусовившая характер северного деревянного зодчества – талант русского народа, развитое чувство прекрасного и гармони, а также способность к созданию великого самобытного искусства».
Л. Рочева – вед. методист ЦНТиНК.
Источник: Группа ВКонтакте "ЦНТиНК •Усть-Цильма"
Телефоны "горячей линии" сетевых организаций: