В соответствии со ст. 17 Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии», в случае появления угрозы возникновения и распространения заразных болезней животных на территории региона, высшим должностным лицом субъекта РФ может быть принято решение об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта.
При введении таких ограничений, граждане обязаны выполнять требования специалистов госветслужбы о проведении противоэпизоотических и других мероприятий, предусмотренных ветеринарными правилами осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, соблюдать условия, запреты, ограничения.
В хозяйствах осуществляется изъятие свиней и диких кабанов и продуктов их убоя, оборудование дезбарьеров на входах и въездах на территорию (с территории) эпизоотического очага, обеспечение отсутствия на территории эпизоотического очага животных без владельцев, проведение дератизации.
В случаях несоблюдения правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, нарушители ветеринарного законодательства привлекаются к административной ответственности по ч. 1 ст. 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей.
При нарушении правил борьбы с карантинными и особо опасными болезнями животных, виновные лица привлекаются к административной ответственности по ч. 2 ст. 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей.
В каждом случае в соответствии со ст. 9 Закона «О ветеринарии» государственными ветеринарными инспекторами выдаются требования об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с выданными требованиями, граждане, осуществляющие содержание свинопологовья, обязаны строго выполнять ветеринарно-санитарные требования к уровню защищенности, либо прекратить деятельность по содержанию свиней.
Содержание животных в личных подсобных хозяйствах в целях их воспроизводства, выращивания и реализации должно осуществляться в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства в области ветеринарии.
Так, в соответствии с Ветеринарными правилами содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации, утвержденными приказом Минсельхоза России от 21.10.2020 № 621, в личном подсобном хозяйстве допускается содержание клинически здоровых свиней собственного воспроизводства, а также животных, ввезенных из других хозяйств и предприятий. Во втором случае необходимо наличие ветеринарных сопроводительных документов.
Завозимые и вывозимые животные подлежат раздельному содержанию от других групп животных. Такое условие необходимо для карантинирования, которое, как правило, проводится сроком не менее 30 календарных дней с момента прибытия свинопоголовья в хозяйство. Для проведения клинического осмотра, вакцинаций, диагностических исследований и обработок, учета и идентификации свиней следует обратиться в государственное учреждение ветеринарии по месту жительства.
Кроме того, согласно Ветеринарным правилам осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов африканской чумы свиней, утвержденных приказом Минсельхоза России от 28.01.2021 № 37, в целях предотвращения возникновения и распространения АЧС, владельцы свиней обязаны обеспечить содержание свиней в пределах хозяйств без выпаса и без доступа к животным других видов.
При непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также в случае нарушения порядка содержания животных в подсобных хозяйствах, контролирующие органы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 31.07.2020 № 248 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», вправе провести внеплановую проверку. При этом обязательным условием проведения такой проверки является ее согласование с органами прокуратуры. Работниками прокуратуры тщательно изучаются материалы, обосновывающие целесообразность и обоснованность внеплановых проверок, представленные контролирующими органами. При наличии, либо отсутствии оснований, выносится соответствующее решение.
Заместитель прокурора района, советник юстиции Ю.А. Тимофеев