Понятие экстремистской деятельности раскрыто в статье 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114 «О противодействии экстремистской деятельности».
К этим противоправным деяниям, в частности, относятся:
– насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
– публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
– возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
– пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
– пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
– публичные призывы к осуществлению указанных деяний, содействие в их организации или финансировании либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения.
Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за правонарушения и преступления в этой сфере могут понести уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность.
Так, за массовое распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях массового распространения возникает административная ответственность по статье 20.29 КоАП РФ в виде штрафа на граждан до 3 тыс. руб. либо административный арест; на должностных лиц - до 5 тыс. руб.; на юридических лиц – до 100 тыс. руб. или административное приостановление деятельности. Сами материалы конфискуются.
Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности караются по статье 280 Уголовного кодекса Российской Федерации штрафом до 300 тыс. руб. либо лишением свободы на срок до 4 лет.
Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма по статье 205.2 УК РФ - штрафом до 500 тыс. руб. либо лишением свободы на срок до 5 лет. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации, - штрафом до 1 млн. руб. либо лишением свободы на срок до 7 лет.
Отдельно хотелось бы осветить ответственность за совершение наиболее тяжких преступлений – совершение террористического акта и содействие этому в виде финансирования, советами, предоставлением информации, обещанием скрыть преступника либо иного пособничества (это статьи 205, 205.1 и 205.2 УК РФ). За такие преступления предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 20 лет со штрафом до 1 млн. руб.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 114 в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции участвуют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
К федеральным органам государственной власти, активно работающим на данном направлении, относятся территориальные органы Прокуратуры РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, Следственного комитета РФ, Министерства юстиции России, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Именно на эти правоохранительные и контролирующие органы ложится основной груз работы на данном направлении.
При этом очень важно, чтобы действия этих структур осуществлялись комплексно и слаженно. В этих целях прокуратурой координируется их деятельность, а также осуществляется непосредственная работа по противодействию проявлениям экстремизма.
Неблагоприятное влияние на ситуацию оказывает использование радикально настроенными лицами сети Интернет в целях пропаганды религиозной нетерпимости.
В этих условиях особенно много зависит от профилактических мер. В их числе не только обеспечение эффективной защищенности объектов массового пребывания граждан от террористических актов, как крайнего проявления экстремизма, но и иная работа. Это ведение пропаганды толерантного отношения к представителям различных национальностей и конфессий, осуществление в рамках реализации принятых планов, программных документов воспитательной работы в образовательных учреждениях, и, что немаловажно - своевременное решение жизненно важных для населения социальных вопросов.
В заключение хотелось бы сказать, что степень защищенности граждан от экстремистских посягательств в значительной мере зависит не только от государственных структур, но и от бдительности граждан и понимания сути происходящих вокруг нас событий.
Каждому гражданину нужно проявлять активность в общественной жизни, своевременно сигнализировать в правоохранительные органы, органы прокуратуры о фактах возбуждения социальной, расовой, национальной или религиозной розни, вовлечения в неформальные группировки экстремистского толка молодежи, пропаганде и публичном демонстрировании нацистской атрибутики, призывов к осуществлению, финансированию указанных деяний, распространения экстремистских материалов, либо материалов содержащих признаки экстремизма. Информация об этих проявлениях будет очень важна.
Заместитель прокурора района, младший советник юстиции Ю.А. Тимофеев